Эмоция дня

Мысли вслух

3 секрета воспитания сильного духом ребенка

Времена изменились. Мир изменился. Сегодня уже недостаточно растить физически выносливого, сильного ребенка – важно, чтобы он также мог быть выносливым психологически, сильным духом. Именно это и позволяет добиваться целей, достигать успеха, раскрывать свой потенциал. А некоторые эксперты и вовсе считают, что без психологической выносливости невозможна полноценная жизнь. Как же воспитать ребенка, сильного духом?

1. Делайте ставку на реалистичность

Обычно детей делят на два типа – уверенные и неуверенные. И в обеих ситуациях есть нюансы. Уверенные дети иногда даже самоуверенные: они считают, что у них все равно все получится, даже если они не будут прикладывать усилий. В каких-то сферах так и будет. Но точно не во всех. Неуверенные дети тоже не замотивированы что-то делать, поскольку считают, что все равно никогда не добьются успеха. Мастерство воспитателя заключается в том, чтобы найти золотую середину. А для этого важно научить ребенка реально смотреть на вещи.

Ребенок с реалистичным взглядом на жизнь способен на самокритику: да, вот это у меня хорошо получается – здесь можно расслабиться, но вот тут мои знания хромают – надо подтянуть. Это «надо подтянуть» они воспринимают не как вызов или доказательство своей неудачливости, а как точку роста: я это выучу и смогу то и то, а вот тут подтяну и сделают это и это.

Конечно, формирование реалистичного взгляда на жизнь потребует от родителя серьезной аналитической работы и усердия. Да, уже будет недостаточно сказать ребенку дежурное «молодец» – нужно уделить время и дать развернутый ответ, помочь найти сильные и слабые стороны. Один из инструментов в этом деле – вопрос «а что ты можешь сделать для того, чтобы достичь чего-то». Этот вопрос создает для ребенка необходимость поиска ответа, а не просто отмахивания стандартным «да» или «нет».

2. Оценивайте процесс, а не результат

«Зацикленность» на результате – настоящий бич не только среди детей, но и среди большинства взрослых. Нам важно, сколько денег кто-то заработал, сколько мячей забил, сколько картин нарисовал, но мы почему-то забываем спросить о том, нравилось ли ребенку в процессе конкретной деятельности, что он испытывал, какие новые грани в себе открыл, какие цели поставил.

Ценить результат, конечно, просто (ну хотя бы потому, что не надо «запариваться» этими психологическими штуками), но неполезно. Дело в том, что дети, которых всегда хвалили только за конкретный результат, скорее всего, будут бояться пробовать новое, начинать что-то, что может успехом и не увенчаться. Это существенно «ограничивает» жизнь. Например, взращенный на таких взглядах человек может выбрать вуз по принципу, где легче, а не где будет интересно. Или всю жизнь будет трудиться на одной работе – она хорошо получается, ну и что что я от нее не в восторге. А ведь это «интересно», это «в восторге» очень важно. Именно это нас зажигает, вдохновляет вставать по утрам и раскрывать себя, самореализовываться.

Почаще напоминайте ребенку, что все, что он делает, небесполезно: все знания, усилия контейнируются, накапливаются – и ими можно будет воспользоваться в нужное время.

Кроме того, такой подход кардинально меняет взгляд ребенка на неудачи. Я ошибся – это не страшно. В следующий раз получится лучше. А еще дети родителей, которые ценят усилия, а не результат, знают, что их любят безусловно – не за количество забитых голов или принесенных из школы десяток. Это формирует мощную опору для будущей взрослой жизни.

3. Знакомьте ребенка с его собственными эмоциями

На родительской «подкорке» записано не совсем верное поведение: если ребенок грустит, нам хочется скорее ее развеселить, а если мучается от скуки, то развлечь. Но это лишает ребенка возможности познакомиться поближе с собственными эмоциями и научиться с ними справляться, узнать самого себя.

В конце концов, грусть, лень, тоска, скука – такие же нормальные составляющие жизни, как радость, воодушевление, счастье. Кроме того, во взрослой жизни Вашему ребенку постоянно придется сталкиваться с ситуациями, когда нужно побороть свой страх, преодолеть прокрастинацию, «вытянуть» самого себя из апатичного болота. Эти навыки очень важны не только для сохранения ментального здоровья, но и для развития личности. К примеру, сложно добиться успеха, если ты не знаком со скукой, ведь в любой работе есть как захватывающе-интригующая «вау»-часть, так и скучная рутина. Допустим, важное научное открытие – это же не только гениальная идея, но и кропотливые исследования. А функциональное приложение – не только задумка, но и до деталей проработанная техническая часть.

Чтобы научить ребенка принимать эмоции, нужно о них чаще говорить – тогда ребенку, не располагающему таким огромным жизненным опытом, как у взрослого, будет проще «идентифицировать» эмоцию и понять, что с ней делать. И не забывайте про мощнейшую силу личного примера: говорите о том, что чувствуете, не стесняйтесь называть свои эмоции, показывайте ребенку, как Вы справляетесь с негативом – дружественно по отношению к себе и окружающим.

Бесспорно, дети, родители которых старались вырастить психологически выносливую личность, не получают готовый набор из успеха и счастья. Но зато они получают «рабочий» инструмент, который позволяет всего этого достичь. Трудности не выбивают психологически выносливых людей из колей, не кидают беспомощно на диван к телику с сериалом. Они «подстегивают» людей искать решения, освобождаться от проблем, целенаправленно идти к своей мечте. А ведь это не так просто. Нам ли, взрослым, об этом не знать?

Мысли вслух