Эмоция дня

Мысли вслух

6 правил использования юмора в коллективе

Дети обожают выпрыгивать из-за угла с устрашающим «бу!», когда сердце уходит в пятки, или говорить неожиданные, даже эпатажные вещи по простоте душевной. И все это у них называется шуткой. Как по мне, шутки должны быть добрыми, а все, что не вписывается в понятие добра, нужно назвать как-то иначе – сарказм, ирония, высмеивание, а может быть, даже издевка.

Шутников много не только в детском, но и во взрослом рабочем коллективе. Всегда найдется балагур, который и разговаривает не иначе, как прибаутками. Только от одной шутки поднимается настроение («От улыбки станет всем светлей»!) и на душе становится теплее, а от другой появляется ком в горле и хочется побыстрее выйти на свежий воздух. Разбираемся, как шутить и не шутить в коллективе.

1. Посмейтесь над чертой характера, но никогда – над самим человеком, его личностью. Если бы некоторые черты характера не казались нам забавными, не было бы столько бородатых анекдотов и мемов, на которые можно позалипать за обеденным чаем. А вот если Вы высмеяли человека… Может, ничего не случится, а может, Вы подорвете его веру в себя и станете причиной депрессивных настроений.

6 правил использования юмора в коллективе

2. Не шутите над тем, что нельзя исправить. Бывает много фамилий, которые вызывают улыбку. Бывает природная неуклюжесть. Бывает особая манера говорить, ходить, двигаться. Бывают люди полные или очень худые, бывают заикания и даже болезни, которые сказываются на внешнем виде. Смеяться над этим могут только мелочные, низкие люди. Ну мы такими же не будем, да?

3. Не смейтесь над случайностями. Конечно, некоторые ситуации (типа коллеги, который «сел» мимо стула или насыпал в чай не сахар, а соль) могут вызвать улыбку, но перебарщивать не стоит. Во-первых, другому человеку может быть не смешно (откуда Вы знаете, может, он больше всего на свете боится оплошать перед авторитетными коллегами?). Во-вторых, есть случайности, которые не имеют с чувством юмора ничего общего. Например, если один коллега смеется над поскользнувшимся на мокром полу другим коллегой вместо того, чтобы помочь ему встать, то тут речь идет далеко не о чувстве юмора.

4. Улыбайтесь и шутите, но не высмеивайте. Шутка должна быть мягкой и безобидной. Если Вы «колете» своими словами или режете ими, как заправский повар ножом, то явно нужно пересмотреть свой подход. Ваша неосторожная критика может усугубить комплекс человека.

6 правил использования юмора в коллективе

5. Не смейтесь над своей шуткой первым. Странное правило, да? Но психологи считают, что шутите Вы в первую очередь не для себя, а для других, а если Вы сами шутите и сами смеетесь, то может показаться, что компания Вам вовсе не нужна. Смех от души всем коллективом сближает, да и делает рабочие будни более яркими, запоминающимися. Конечно, глупо ждать, пока кто-то засмеется – думаю, в большинстве ситуаций все происходит очень гармонично.

6. Не считайте, что юмор – только Ваша прерогатива. Если Вы много шутите, делаете юморные замечания другим, то будьте готовы к тому, что рано или поздно подшутят и над Вами. В этой ситуации не нужно сердиться, кипятиться и обижаться (если, конечно, Вы точно соблюдали все «не» и Вам не отплачивают той же монетой) – лучше посмеяться над собой с коллегами. Кстати, психологи утверждают, что способность посмеяться над собой благотворно влияет на человека – так он защищает себя от мира, мягко и дружелюбно отражает нападки извне, «упрощает» взаимодействие в потенциально конфликтной ситуации. Кроме того, когда люди видят, что Вас не задевают их комментарии, что Вы открыто смотрите на мир и видите смешное, то теряют интерес к тому, чтобы уколоть Вас неуместным замечанием. Победа, в общем!

6 правил использования юмора в коллективе

А нужен ли юмор на работе вообще?

Если речь идет о добром, душевном юморе, то ответ, безусловно, — да. И вот почему:

  • Помогает разрядить обстановку, «расслабляет» слишком зажатых людей.
  • Улучшает восприятие информации. Если совещание Вы начнете с уместной и доброй шутки, имеющей отношение к теме доклада, то Вас точно услышат.
  • Сплачивает коллектив, ускоряет социализацию, создает ощущение равенства, братства. Вот, допустим, пришел к Вам новый сотрудник. Конечно, ему будет проще найти общий язык с людьми, которые много улыбаются и по-доброму шутят, чем с каменными лицами, достойными увековечения на горе Рашмор.
  • Уменьшает тревожность и страх.
  • Помогает избежать конфликта. Уместная шутка снижает накал страстей, расслабляет – вроде и ругаться уже не хочется. А если конфликтная ситуация уже возникла, юмор может ее сгладить, ослабить.
  • Снижает уровень стресса и даже укрепляет иммунитет. А еще, кстати, смех тренирует мышцы пресса.

Смейтесь на  здоровье! Только к месту, договорились?

Мысли вслух