Эмоция дня

Мысли вслух

Минимум усилий – максимум результата: как уйти от пугающей идеи генеральной уборки

От самого названия «генеральная уборка» веет безнадегой: будто есть какой-то злой «генерал», который бдительно следит за тем, чтобы Вы сделали как можно больше и как можно тщательнее. Но на деле не все так страшно: достаточно лишь знать парочку лайфхаков, которые позволяют всегда поддерживать порядок и никогда-никогда-никогда не возвращаться к идее генуборки.

Смотрите на уборку как на… бизнес

Никому не придет в голову развивать свой бизнес наобум: есть четкий план, которому нужно следовать. Почему бы не «перенести» это на уборку? Все то же самое: приоритизируйте задачи, делегируйте то, что не нуждается в Вас, установите дедлайны, запланируйте время в ежедневнике. Такой структурный, четкий подход позволит решить максимум задач без ущерба для Вашего привычного графика.

Уборку можно проводить несколькими способами. Например, выделять ей какое-то время ежедневно. Или разделить квартиру на зоны – и каждой зоне назначить свой день.

Получайте удовольствие

Уборка – дело рутинное: большинство наших движений «автоматические», а значит, занять голову можно чем-то другим – более интересным. Это может быть музыка, аудиокнига, подкаст. «Сразу двух зайцев» – оптимально для тех, кому интересно все на свете, а вот времени в сутках по-прежнему всего 24 часа.

Создайте правильную атмосферу

В процессе уборки важно «контактировать» с тем, что приятно – пусть это будут моющие и чистящие средства с ненавязчивыми, мягкими запахами, приятная на ощупь губка для мытья посуды, красивая тряпочка для пыли. Дополнить атмосферу можно и «внешними» атрибутами – например, свечами или ароматическими палочками. Кстати, некоторые эфирные масла способны повысить работоспособность, улучшить настроение, зарядить энергией – например, масло лаванды, корицы или лимона. С ними, между прочим, можно мыть пол – нужно добавить всего пару капель в ведро с водой. И легкий флер полей Валенсоля, булочек-синнабонов или бодрящего лимонада Вам гарантирован.

Назначьте каждой вещи свое место

Логично: если каждую вещь после использования возвращать на место, бардака не будет, а следовательно, и устрашающая генуборка не понадобится. У такого подхода есть и еще одна приятная «побочка»: он сокращает время на сборы. Вы точно знаете, где что лежит, и не тратите время на поиски, скажем, ключей, шапки, солнечных очков или любимой красной помады.

Причем придерживаться подхода стоит во всех зонах дома – от тумбочки в прихожей до кухни и гардероба.

Если Вы назначите каждой вещи свое место, то будете тратить время на уборку каждый день, но по минимуму (ну сколько минут нужно, чтобы положить джинсы на полку, а книгу вернуть на стеллаж?). И это поможет уйти от необходимости тратить на уборку целый день – обычно «достается» субботе. А ведь это время Вашего отдыха.

Сделайте сейчас же то, на что нужно меньше 5 минут

Что такое 5 минут? Пффф да ничего! Вот именно. А значит, Вы не сильно пострадаете, если прямо здесь и сейчас сделаете какое-то небольшое дело (и перестанете наконец о него «спотыкаться», откладывая на потом). Что можно сделать за 5 минут? Рассортировать одежду для стирки по цветам. Найти пары для 20 обездоленных носков. Вымыть котиные миски. Помыть посуду после завтрака или расставить по местам уже сухие чашки-миски. Загрузить посудомойку или разобрать ее. Вытереть пыль. Полить цветы. Дел – целая куча! А надо всего 5 минут!

Кстати, это еще и грамотный «обман» мозга. Для него 5 минут – вовсе не время, а значит, страдать в стиле «нет времени, не хочу, не буду» ему не придется. Нет сопротивления – есть чистота и порядок!

Регулярно проводите расхламление

Если в Вашем доме есть только любимые, часто используемые вещи, если они организованы и имеют свое место, Ваша генуборка будет сводиться лишь к удалению пыли и работе с пылесосом. Но чтобы достичь такого «дзена», придется потрудиться.

Возьмите за правило, к примеру, раз в сезон разбирать гардероб, а раз в полгода проводить ревизию на кухне. Это помогает не только разбарахлиться, но и создает объективную картину того, что Вам надо, а что не надо. Только чур при разборе гардероба делаем упор на то, что носим сейчас – без «когда похудею» или «когда пополнею». Знаю, расстаться с вещами сложно. Для таких случаев есть лайфхак: сложите все потенциально неиспользуемое в коробку и спрячьте на антресоли – если вещь не будет Вами востребована в течение месяца, ее действительно лучше отдать или подарить.

В 2019 году компания Karcher – известный немецкий производитель техники для уборки – провела исследование. Согласно ему, в среднем люди в мире тратят на уборку 2 часа 52 минуты в неделю. Но внимание привлекает именно «разбивка» по странам. Так, больше всего времени – 4 часа 49 минут – тратят наши соседи-россияне (исследование не охватывало Беларусь), а меньше всего времени – всего 1 час 29 минут – жители Японии. И это легко объяснить. Дело в том, что японцы практикуют минимализм – они регулярно проводят расхламление, оставляют в доме только нужные вещи, которые приносят радость (как и учила Мари Кондо) и буквально помешаны на организации порядка. А значит, лайфхаки реально работают.

Но даже если не зацикливаться на «максимуме» и «минимуме», то «средние» 2 часа 52 минуты – это очень много. Это сеанс в кино и прогулка, посиделки с друзьями, посещение детского центра с ребенком, шопинг наконец (осознанный и разумный, конечно). Уверена, Вы точно найдете, на что это время потратить!

Мысли вслух