Эмоция дня

Мысли вслух

Не час, а одна минутка: как микроперерывы помогают нам в работе

Стандартное рабочее расписание предусматривает обеденный перерыв в течение часа. Время до него и после пауз вовсе не предполагает. Идея хороша: вот Вы предельно концентрируетесь на работе 4 часа, потом с чувством гордости и полного удовлетворения от продуктивного труда отправляетесь на обед, а потом снова посвящаете себя 4 часам работы. Однако на деле так не бывает: человек «выдыхается» гораздо быстрее, чем закончатся эти 4 часа. Из-за усталости появляется раздражение, теряется концентрация – ну какая тут продуктивность? По мнению психологов, более эффективно устраивать себе в течение дня несколько микроперерывов. А результаты исследований показывают, что такой подход делает нас не только продуктивнее, но и здоровее – и в физическом, и в ментальном плане. Чем же так привлекательны микроперерывы?

Помогают сосредоточиться

Логично, что максимальной концентрация бывает в самом начале работы, когда задача для нас еще новая, она будоражит мозг, увлекает. Но довольно быстро то, что казалось новым, становится рутиной, – концентрация ослабевает. Мы начинаем терять из виду детали, допускаем ошибки. Чтобы этого не случилось, нужно разбивать работу на блоки, а между блоками планировать перерывы, когда Вы будете отвлекаться на что-то, не связанное с работой. К примеру, смотреть на деревья за окном.

В 2015 году австралийские ученые провели эксперимент с участием 150 студентов. Студентам дали задание, потом попросили прерваться и сделать перерыв на 40 секунд, а после предложили продолжить задание. Оказалось, что к концу первого блока студенты стали допускать ошибки, но после паузы вторая часть задания «пошла» более продуктивно. Однако ученые выяснили и еще одну вещь: не любой «объект» подойдет для 40-секундного отдыха. Те, кто рассматривали деревья, были более эффективны в работе, чем те, кому в качестве «объекта» досталась скучная бетонная стена.

Делают нас более счастливыми

Когда человек находится в состоянии душевного подъема, у него достаточно сил и желания для решения сложной задачи. У него выше мотивация, он «горит» тем, что ему предстоит сделать. Кроме того, счастливый сотрудник – это счастливый коллектив. А счастливый коллектив – это благоприятная атмосфера, заряженная на творчество, поддержку и совместный результат.

И, кто бы мог подумать, уровень счастья повышают маленькие перерывы! Причем работают они так же, как и эффект пятницы: предвкушая выходные, мы работаем быстрее и лучше, стараемся «закрыть» задачи, чтобы со спокойной душой ворваться в субботу.

Уменьшают стресс

Ученые в один голос называют стресс главным врагом продуктивности. Работа без перерывов в этот самый стресс вгоняет (да еще если в условиях жесткого дедлайна!). А вот даже небольшие отвлечения на посторонние предметы (или попросту возможность посидеть 5 минут и ничего не делать), напротив, снижают уровень стресса, повышают продуктивность, помогают получить удовлетворение от проделанной работы.

Спасают… от боли в спине и шее!

Неожиданно, но факт. От 8-часового сидения на стуле спина не просто болит, а буквально отваливается. Не отстает и шея, а больная шея – это почти всегда больная голова. Ну не может такая голова продуктивно работать!

Ситуацию способна изменить всего 5-минутная разминка. Во время микроперерыва можно походить, потянуться, выполнить простые наклоны или повороты головы. Это почти не стоит усилий, зато дает отличные результаты.

Так, а собственно, сколько?

С тем, чем перерывы полезны, мы разобрались. Но вот сколько времени им посвящать? И как часто делать?

В описанном выше австралийском эксперименте ученые давали своим подопечным 40 секунд. А вот румынские исследователи, в опыте которых принимали участие более 2000 человек, остановились на 10 минутах. Эти цифры можно воспринимать как нижнюю и верхнюю границу – от 40 секунд до 10 минут. Обычно людям мотивированным и собранным хватает и 5 минут: за это время мозг успевает переключиться, а затем «вернуться» с новыми силами к старой задаче.

А теперь разберемся, как часто нужно делать микроперерывы без риска весь рабочий день превратить в перерыв.

Популярная техника «сидеть – стоять – растягиваться», которую разработал американский ученый Алан Хедж, предлагает формулу 20 – 8 – 2. 20 минут отводим на работу, 8 минут – на то, чтобы просто встать и постоять, а еще 2 минуты – на растягивание. Звучит, конечно, как спасение для скрюченной спины, но в реальности создает много вопросов, поскольку значительно сокращает рабочее время в течение дня. Да и не всем комфортно растягиваться под заинтригованные взгляды коллег.

Есть и еще одна техника, которая наверняка с детства знакома тем, кому не посчастливилось иметь хорошее зрение. У нее такая формула: 20 – 20 – 20. 20 минут работаем, а потом 20 секунд смотрим на какой-то отдаленный (на расстоянии 20 метров) предмет. Это уже более жизнеспособная формула: и продуктивность повышает, и здоровье глаз поддерживает.

А американское исследование 2014 года показало, что личную продуктивность лучше всего повышают перерывы по 8 минут каждые 52 минуты работы. Это, кстати, тоже неплохой вариант.

Ну и отлично! Целых 8 минут «поотдыхаю» в соцсетях. А вот и нет! «Заполнять» свой микроперерыв нужно тем, что повышает продуктивность, а не еще больше перегружает мозг. С этой задачей отлично справятся физические упражнения, упражнения для глаз, праздное «смотрение» вдаль, медитация, чтение (только, чур, для удовольствия, а не по работе). Есть еще вариант – простые физические действия (полить цветы, прибраться на столе, заварить чай). Мозг (и начальник!) точно скажет Вам «спасибо».

Мысли вслух