После отмены указа №488 о лжепредпринимательстве еще большее внимание привлекли формулировки п. 4 ст. 33 НК – о корректировке налоговой базы, суммы налогов по результатам проверки при наличии хотя бы одного основания:

  • искажения сведений о фактах хозяйственных операций, об объектах налогообложения, в документах и информации, необходимых для исчисления и уплаты налогов;
  • основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата и (или) зачет, возврат суммы налога;
  • хозяйственная операция в реальности не совершалась.

Заключение органа финансовых расследований об установлении оснований по п. 4 ст. 33 будет направляться субъектам, в отношении которых оно составлено, а контрагентам таких субъектов – информация о хозяйственных операциях с предложением самостоятельно скорректировать налоговую базу, сумму налогов <*>. Наличие такого заключение – основание для внеплановой проверки  субъекта и его контрагентов <*>.

В последние два месяца проводились многочисленные консультации различных государственных органов по данной норме НК, круглые столы с участием профессиональных и бизнес-ассоциаций.  Госорганы демонстрируют все еще непривичную для многих открытость и  готовность к диалогу.

С одной стороны, госорганы подтверждают приверженность принципу презумпции добросовестности налогоплательщика <*>, право на обоснованную минимизацию налоговых обязательств. С другой стороны, основания в кодексе сформулированы в самом общем виде, наличие обстоятельств, указанных в абз. 2,3 п. 4 ст. 33 НК, будут оценивать контролирующие органы, суды в каждом конкретном случае.

Какие вопросы остаются у бизнес-ассоциаций, субъектов хозяйствования?

  • Юристов волнует вопрос, где грань между правомерной оптимизацией налогообложения и основаниями применения п. 4 ст. 33 НК. Нет четких критериев, которые в совокупности будут свидетельствовать о рисках доначисления налогов для субъекта хозяйствования.

Необходимо полнее детализировать и раскрыть, что проверяющие будут контролировать в части основной цели сделки.

  • Многие ожидают разъяснения, с какого периода будут применяться проверяющими положения пунктов 4 и 5 статьи 33 НК: по результатам проверок к сделкам и хозяйственным операциям, возникшим (совершенным) с даты вступления в силу новой редакции НК (с 01.01.2019), или проверяемым с этого периода. Хотя п. 15 ст. 4 Закона N 159-З определяет, что правила ст. 33 НК распространяются на проверки, назначенные после 1 января.
  • Для бухгалтера пока нет ответа, что означает «скорректировать налоговую базу, сумму налогов», зачитывается ли ранее уплаченная сумма налогов или нет?

Читайте также

Правила корректировки налоговых обязательств: взаимодействие государства и бизнеса

Как «основная цель» хозяйственных операций изменит белорусский бизнес