На общественном обсуждении находится проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам торговли и общественного питания», согласно которому излагается в новой редакции Закон о торговле и вносятся изменения в ПИКоАП.

Планируется корректировка терминологии Закона о торговле. В том числе, вводятся такие понятия, как администрация рынка, кейтеринг, продовольственные товары и др. Ряд терминов исключается (например, специализированный магазин), иные претерпят изменения (магазин шаговой доступности, торговый объект, объект общественного питания, развозная, разносная торговля и т.д.).

Ряд нововведений связан с необходимостью приведения норм в соответствие с требованиями Декрета N 7. К примеру, в полномочия местных исполнительных и распорядительных органов планируется ввести согласование режима работы расположенных на соответствующей территории розничных торговых объектов, объектов общественного питания, торговых центров, рынков после 23.00 и до 7.00 (что соответствует требованиям абз. 3 подп. 4.1 п. 4 Декрета N 7). Отдельно отмечено, что одним из оснований для отказа в таком согласовании будет расположение (предполагаемое расположение) торгового объекта (объекта общепита) в многоквартирном жилом доме. Исключается ряд статей — в т.ч. ст. 13 Закона о торговле, определяющая требования к созданию стационарных торговых объектов, объектов общественного питания (во исполнение требований абз. 2 подп. 4.1 п. 4 Декрета N 7).

Декретом N 7 отменена обязанность представлять сведения о розничном и (или) оптовом товарообороте для включения в Торговый реестр Республики Беларусь. При этом субъекты хозяйствования, осуществляющие торговлю посредством организации торговой сети или крупного магазина, должны самостоятельно рассчитывать свою долю в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах области, г. Минска, городов областного подчинения, районов за предыдущий финансовый год <*>. В соответствии с данными требованиями, в проекте определяется, что вышеуказанные субъекты после опубликования на официальном сайте Белстата в сети Интернет официальной статинформации о розничном товарообороте продовольственных товаров за год, должны рассчитать свою долю. Если она превысит 20% процентов, то не позднее 10 рабочих дней с даты публикации официальной статинформации, должны направить сведения о размере доли в МАРТ, а также в областной, городской (включая Минский городской), районный исполком, в границах которого доля в товарообороте превысила 20%. С даты опубликования официальной статинформации и до расчета доли субъекту нельзя будет совершать сделки по приобретению, аренде дополнительной торговой площади в этих границах для осуществления этим субъектом розничной торговли продовольственными товарами по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах (конкурсах), проводимых в целях приобретения дополнительных торговых площадей либо земельных участков для их строительства, или совершать иные действия, направленные на увеличение такой площади. Как и сейчас, подобные действия и сделки нельзя будет совершать и субъекту, чья доля за предыдущий финансовый год превысит 20 %.

Предусматривается корректировка полномочий МАРТ в сфере торговли и общепита, в том числе, министерству будут предоставлены права:

— разрабатывать и утверждать порядок включения товаров в перечень товаров, подлежащих включению в ассортиментный перечень товаров, и исключения товаров из него (в настоящее время МАРТ наделен только правом разрабатывать перечень товаров, подлежащих включению в ассортиментный перечень);

—  утверждать нормы товарных потерь.

Планируется существенное изменение требований к заключению и исполнению договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров, между субъектом торговли (общепита) и поставщиком продовольственных товаров. Устанавливается ограничение совокупного размера вознаграждения, выплачиваемого субъекту торговли, осуществляющему розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети или крупного магазина, субъекту общепита, осуществляющему общественное питание посредством организации сети общественного питания (далее — сетевые субъекты), в связи с приобретением им у поставщика определенного количества продовольственных товаров, произведенных в Республике Беларусь, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг. Оно не может превышать 5 % от цены приобретенных продовольственных товаров.

Прописывается состав информации (об условиях отбора контрагента, а также иной информации, необходимой для заключения договоров), к которой сетевые субъекты, годовой товарооборот которых составляет 80 000 и более БВ, обязаны обеспечивать доступ поставщику продовольственных товаров. В нее планируется включить:

— перечень закупаемых товаров;

— сроки поставки товаров;

— порядок поставки товаров (предъявляемые требования об отгрузке товаров получателям, доставке товаров, условиях принятия товаров, их выборки);

— порядок и формы расчетов за поставляемые товары;

— условия одностороннего отказа от исполнения договора.

Планируемые изменения в ПИКоАП, предусматривают предоставление ОВД полномочий на составление протоколов об административных правонарушениях по ч. 10 ст. 12.17 КоАП — за торговлю физлицами в неустановленных местах и запрещенными к реализации товарами.

Замечания и предложения по проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам торговли и общественного питания» можно направлять до 8 ноября 2018 г. на электронный адрес l.petrakovskaja@mart.gov.by.