В конце января Минфин России, несмотря на разногласия с Банком России по ряду существенных позиций, вынес на общественное обсуждение проект Федерального закона «О цифровых финансовых активах» (проект Закона). Таким образом, Россия в ближайшее время может стать вторым государством с благоприятной юрисдикцией для легального использования технологии блокчейн.

Правовой комитет Российской ассоциации криптовалюты и блокчейна (РАКИБ) провел сравнительный анализ проекта Закона и Декрета Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 N 8 «О развитии цифровой экономики» (Декрет N 8). В целом указанные акты регулируют аналогичные правоотношения, но имеют заметные отличия. Выделим наиболее существенные.

Майнинг

В соответствии с Декретом N 8 самостоятельная (без привлечения иных физических лиц по трудовым или гражданско-правовым договорам) деятельность по майнингу, приобретению, отчуждению токенов, не является предпринимательской.

Минфин России при разработке проекта Закона определил майнинг как предпринимательскую деятельность, направленную на создание или валидацию криптовалюты с целью получения вознаграждения.

Следует обратить внимание, что в проекте Закона права лиц, желающих приобрести токены одного выпуска, ограничены. Лица, не являющиеся квалифицированными инвесторами, могут приобрести такие токены на сумму не более RUR 50 тыс.

Статус токена/криптовалюты

В Беларуси токены можно обменять на белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги, токены/криптовалюту.

Согласно проекту Закона в России токены можно будет обменять и на иное имущество. Но при этом они не считаются законными средствами платежа. Иными словами, токены можно обменивать на любые товары, но ими нельзя выплачивать зарплату, платить налоги и т.п.

К сведению

Именно по этой позиции законопроекта между Минфином России и Банком России есть серьезные разногласия.

По мнению Банка России, такие сделки должны быть разрешены только в отношении токенов, выпускаемых с целью привлечения финансирования.

Минфин России уверен, что включение криптовалют в правовое регулирование цифровых активов снизит риски нарушения законодательства и повысит прозрачность налогового режима, что в результате приведет к росту налоговых поступлений в бюджет.

Выпуск токенов (ICO)

Декрет N 8 устанавливает, что только юридические лица – резиденты Парка высоких технологий (ПВТ) вправе самостоятельно либо по договорам на оказание услуг с иными резидентами ПВТ создавать и размещать собственные токены в Беларуси и за рубежом.

Согласно проекту Закона выпустить токен вправе любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель с целью привлечения финансирования.

Это позволит любому субъекту хозяйствования  провести свое ICO и привлечь финансирование на проект.

Декрет N 8 установил, что для выпуска токенов необходимо:

– подготовить инвестиционный проект по созданию и размещению токенов;

– получить заключение внешнего аудита.

Проект Закона предусматривает следующие этапы выпуска токенов:

– опубликование эмитентом токенов в интернете оферты, содержащей предложение о приобретении выпускаемых им токенов, инвестиционного меморандума, а также иных документов, необходимых для выпуска токенов, не позднее чем за 3 рабочих дня до даты начала заключения договоров по продаже токенов;

– заключение договоров (смарт-контрактов).

Кроме того, проект Закона определяет объем информации, которая должна содержаться в публичной оферте о выпуске токенов и инвестиционном меморандуме.

Требования к профессиональным операторам обмена цифровых активов

Согласно Декрету N 8 оператором криптоплатформ и обмена криптовалют может быть юридическое лицо – резидент ПВТ. Условие осуществления данного вида деятельности – наличие на счетах в банках Беларуси обеспечения в размере не менее BYN 1 млн. Для  оператора обмена криптовалют – не менее BYN 200 тыс.

Согласно проекту Закона операторами обмена цифровых финансовых активов могут быть юридические лица, деятельность которых регулируется федеральными законами от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и от 21.11.2011 N 325-ФЗ «Об организованных торгах», т.е. брокеры на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы, форекс-дилеры и т.п.


Общий вывод

Краткий анализ вышеуказанных актов показывает, что для деятельности физических лиц по майнингу цифровых активов в Беларуси созданы более либеральные условия, чем предполагается в России.

В проекте Закона детально проработана процедура ICO и упрощен допуск к деятельности криптоплатформ. Но самым значимым моментом проекта Закона следует считать то, что деятельность в криптовалютном пространстве будет доступна для всех субъектов хозяйствования. Проект Закона содержит ряд ограничений для исключения возможности использования цифровых активов в качестве инструмента для обслуживания нелегального бизнеса, а также легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а именно: установление порогового значения суммы сделок с токенами для неквалифицированных инвесторов, необходимость авторизации и прозрачность цифровых кошельков.

В Беларуси операции с цифровыми активами будут опосредованы участием резидента ПВТ. Предполагается, что именно они станут своеобразным фильтром чистоты сделок.

Подготовлено редакцией журнала «Промышленно-торговое ПРАВО»