Анна Михайловна Пигуль,
судья экономического суда г. Минска 

Заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд принятое госорганом административное решение <*>. Суд примет решение в пользу заявителя, если установит нарушение требований актов законодательства.

Фабула дела

В экономический суд обратилось ООО «П» (заявитель) с требованием признать незаконным и отменить административное решение Минэкономики (заинтересованное лицо), принятое 28.11.2017.

Позиция заявителя

ООО «П» 29.09.2017 обратилось в Минэкономики с заявлением об осуществлении административной процедуры, предусмотренной п. 6.66 перечня N 156. Цель обращения — получить заключение о невозможности осуществлять производство либо о производстве в недостаточном количестве на территории Беларуси семи видов водочных стеклянных бутылок.

Минэкономики 28.11.2017 уведомило заявителя о принятом решения: в отношении пяти видов стеклянных бутылок заключение выдать, а в отношении двух оставшихся — отказать. Основание отказа — письмо стеклозавода ОАО «Г» от 16.11.2017, который сообщил о возможности производства двух требуемых видов бутылок. Однако позже ОАО «Г» письменно уведомило Минэкономики, что все же не сможет их изготовить.

Заявитель просил удовлетворить заявленные им требования, поскольку:

1) Минэкономики нарушило установленный законодательством срок и порядок осуществления административной процедуры;

2) заявитель получил от Минэкономики два варианта административного решения (оба от 28.11.2017) различного содержания, причем один из вариантов поступил на адрес электронной почты заявителя, а второй — нарочным;

3) административное решение нарушило права заявителя. На основании полученного решения заявитель внес плату за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки.

Позиция заинтересованного лица

Представители Минэкономики требования заявителя считали необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Срок осуществления административной процедуры заинтересованное лицо действительно нарушило. Причиной нарушения стала необходимость получить информацию от ОАО «Г». Кроме того, административное решение принимает только комиссия, а возможность провести очередное заседание комиссии вплоть до 28.11.2017 отсутствовала.

Представители заинтересованного лица также обратили внимание суда, что в административном решении, направленном заявителю по электронной почте, была опечатка. В связи с этим пришлось подготовить новый экземпляр административного решения и вручить заявителю нарочным.

Рассмотрение дела судом

Рассматривая дело, суд руководствовался ст. 24, п. 1 ст. 28-1, п. 3 ст. 30, абз. 4 п. 3 ст. 41, 42 Закона об административных процедурах, п. 1 — 5 Положения N 883, п. 6.66 перечня N 156, ст. 133, 190 — 193, 230, 266-1 ХПК.

Суд согласился с доводами заявителя о нарушении заинтересованным лицом срока и порядка принятия административного решения, исходя из следующего. Порядок выдачи заключения о невозможности осуществлять производство либо о производстве в недостаточном количестве на территории Беларуси бутылок для напитков определило Положение N 883.

Заинтересованные лица, чтобы получить заключение, должны представить в Минэкономики заявление, к которому приложить документы, указанные в п. 6.66 перечня N 156 <*>.

Минэкономики в течение пяти дней должно направить производителям бутылок запрос о возможности или невозможности производства бутылок либо о производстве их в недостаточном количестве. К этому запросу прилагается один экземпляр заявления заинтересованного лица и его документов <*>.

Заявление заинтересованного лица регистрируется в день поступления в Минэкономики. Для рассмотрения заявления, а также информации производителей бутылок в Минэкономики создается комиссия. Регламент ее работы, количественный состав, председатель и иные члены определяет приказ Министра экономики. Заявление и документы заинтересованного лица, а также информацию производителей бутылок комиссия рассматривает в сроки, установленные п. 6.66 перечня N 156, а именно в течение 30 рабочих дней <*>.

По итогам рассмотрения уполномоченный орган принимает решение <*>:

— отказать в принятии заявления заинтересованного лица;

— осуществить административную процедуру;

— отказать в осуществлении административной процедуры.

С учетом вышеприведенных норм законодательства и даты обращения заявителя административное решение по заявлению ООО «П» Минэкономики должно было принять не позднее 13.11.2017.

Как усматривалось из материалов дела, Минэкономики 06.10.2017 направило стеклозаводам ОАО «Г», СЗАО «С», УП «Б» запрос с требованием представить информацию о наличии или отсутствии возможности производства стеклянных бутылок.

На момент наступления срока для принятия административного решения заинтересованное лицо уже имело ответ стеклозавода СЗАО «С» о невозможности производства всех видов бутылок. Следовательно, в силу абз. 3 ч. 3 п. 5 Положения N 883 не позднее 13.11.2017 Минэкономики должно было выдать заключение о невозможности производства либо о производстве в недостаточном количестве на территории Беларуси стеклянных бутылок для напитков.

Суд не принял во внимание доводы заинтересованного лица:

— о невозможности проведения очередного заседания комиссии до 28.11.2017. Указанный довод не основывался на нормах законодательства, регулирующих вопросы осуществления административных процедур и принятия административных решений;

— опечатке в административном решении, направленном заявителю по электронной почте, и ее исправлении путем вручения нарочным нового экземпляра. В данном случае Минэкономики нарушило механизм внесения изменений и (или) дополнений в административное решение, предусмотренный п. 1 ст. 28-1 Закона об административных процедурах.

Существование в правовом поле двух административных решений Минэкономики от 28.11.2017, принятых по заявлению ООО «П», противоречило нормам законодательства, регулирующим вопросы осуществления административных процедур и принятия административных решений.

Основанием для отмены административного решения является в том числе нарушение или неправильное применение законодательства при рассмотрении заявления заинтересованного лица <*>.

Решение суда

Суд постановил удовлетворить требования ООО «П» в полном объеме, отменить административное решение Минэкономики от 28.11.2017 и обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «П». Кроме того, суд взыскал с Минэкономики в пользу ООО «П» 490 руб. в счет возмещения расходов на уплату госпошлины.

Читайте эту статью в ilex >>
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex