Декрет № 7 <1> направлен на либерализацию условий ведения бизнеса. Он предусматривает целый ряд изменений. Корректировки затронули в том числе порядок торговли и общепита, бытового обслуживания населения, размещения рекламы, а также осуществления выставочной и ярмарочной деятельности. Рассмотрим отдельные изменения  в этих сферах бизнеса.

Торговля, общепит, бытовое обслуживание населения

Меры, вводимые Декретом № 7, позволят упростить механизм взаимодействия с госорганами по различным вопросам ведения бизнеса. Отменяются некоторые административные процедуры, усматривается тенденция к переходу к рыночным инструментам регулирования экономических отношений.

Одно из наиболее существенных изменений – право субъектов хозяйствования самостоятельно устанавливать режим работы принадлежащих им розничных торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания. Больше не потребуется его согласовывать с местными исполнительными и распорядительными, другими госорганами.

До последнего момента субъекты торговли и общепита должны были согласовывать режим работы с городским, районным исполкомом, местной администрацией района <2>. При этом выдавался подтверждающий документ. В нем, среди прочего, указывались перерывы, выходные и санитарные дни.

Таким образом, субъект хозяйствования был связан информацией, указанной в данном документе. Как следствие, с исполкомом (местной администрацией) необходимо было согласовывать любое изменение режима работы – даже временное.

Исключение из нового правила будет составлять режим работы розничных торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания в ночное время, т.е. с 23:00 до 7:00.

Режим работы в ночное время по-прежнему потребуется согласовывать с местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения объекта.

Предусматривается возможность создавать стационарные торговые объекты, объекты общепита, торговые центры вне зависимости от их наличия на схемах, разрабатываемых и утверждаемых местными исполнительными и распорядительными органами. Главное, чтобы при этом не нарушались требования градостроительной документации.

Следовательно, субъекты хозяйствования станут более свободны в праве определять место размещения своих объектов.

Целый ряд норм существенно упростил порядок работы объектов общепита. В частности, появилась возможность:

— создавать объекты общепита без деления на типы и классы;

— разрабатывать для объектов общепита ассортиментные перечни продукции без учета требований законодательно установленных перечней <3>.

На данный момент при создании объекта общепита необходимо определить его тип и класс. Инструкция о порядке классификации объектов общественного питания по типам и классам <4> выделяет следующие типы: ресторан, кафе, бар, столовая, буфет, кафетерий, кофейня, иное. Класс может быть люкс, высший, первый.

Объекты общепита могут и не иметь класса. В частности, на классы подразделяются только:

— рестораны (кроме ресторанов быстрого обслуживания, вагонов-ресторанов, ресторанов-пивоварен);

— кафе (кроме кафе быстрого обслуживания, кафе для проведения мероприятий по заказам, мини-кафе, летних (сезонных) кафе);

— бары (кроме купе-баров, мини-баров).

Необходимость применения того или иного законодательно установленного перечня продукции общепита и товаров при разработке собственного ассортиментного перечня зависит от типа объекта. В связи с принятыми в Декрете № 7 изменениями это требование отменяется.

Для баров с учетом развития барной культуры в Беларуси важной нормой стало введение права изготавливать и реализовывать в объектах общепита продукцию с объемной долей этилового спирта больше 7 %. Допускается смешение и (или) настаивание готовых алкогольных напитков с иными пищевыми продуктами. По сути, субъектам предоставили возможность смешивать коктейли и создавать фирменные алкогольные настойки.

Декрет № 7 прямо устанавливает: чтобы изготавливать такую продукцию, не требуется специальное разрешение (лицензия) на деятельность, связанную с производством алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта.

Указанная продукция не подлежит и обязательному подтверждению соответствия. Отметим, что раньше имели место случаи, когда субъектов хозяйствования привлекали к ответственности за нарушение порядка оборота алкогольной продукции <5>. Нарушение заключалось в производстве и продаже в объекте общепита спиртных напитков, состав которых придумал, например, владелец бара.

Дополнительно субъектам хозяйствования Декрет № 7 предоставил право самостоятельно определять наценку на алкогольные напитки крепостью свыше 28 %. Но это касается только напитков, которые производятся и реализуются в объектах общепита в розлив.

Отдельные нововведения касаются порядка оформления и учета в ходе деятельности заказов и счетов. Так, субъекты хозяйствования могут самостоятельно определить порядок оформления и учета счетов, когда покупателей в объектах общепита рассчитывают официанты (бармены).

Точно так же субъекты хозяйствования вправе самостоятельно установить порядок оформления заказов на бытовые услуги и учета материалов, используемых при их оказании. Исключение составляют некоторые виды бытовых услуг <6>.

Дополнительные возможности для ведения бизнеса появились у лиц, занятых в сфере бытового обслуживания и оказывающих услуги по техобслуживанию и ремонту автомобилей.

Так, субъект хозяйствования вправе использовать гараж в качестве мастерской без согласия общего собрания членов гаражного кооператива (собрания уполномоченных членов).

Выставочная и ярмарочная деятельность

Субъекты хозяйствования получили право самостоятельно организовывать и проводить выставки в Беларуси. Чтобы организовать и провести ярмарку, потребуется согласие местных исполнительных и распорядительных органов. Таким образом, речь идет об унификации порядка проведения всех внутриреспубликанских ярмарок.

В соответствии с Положением о порядке организации выставок, выставок-ярмарок и ярмарок в Республике Беларусь <7> организатором выставки, выставки-ярмарки, ярмарки выступает госорган, БелТПП, иное юридическое лицо, ИП, осуществляющие такую деятельность. При этом действующее законодательство закрепляет особый порядок согласования проведения выставок-ярмарок и ярмарок.

Сейчас это административная процедура. Выбор госоргана для согласования зависит от уровня ярмарки – республиканский либо местный. Среди необходимых документов заявление; список участников ярмарки; документ, подтверждающий правомочия организатора на проведение ярмарки на определенной территории (в здании, помещении). В заявлении необходимо указать полное наименование и тематику ярмарки, сроки и место ее проведения, адрес, перечень соорганизаторов. Срок процедуры составляет 15 дней, согласование действительно на время проведения ярмарки.

Реклама

Ключевые нововведения Декрета № 7 затрагивают наружную рекламу и рекламу на транспорте. Так, начиная с 26 февраля 2018 г. субъекты хозяйствования получают право не разрабатывать проектную документацию для размещения средства наружной рекламы.

На данный момент рекламораспространителю может выдаваться задание на разработку, согласование и утверждение проектной документации на средство наружной рекламы и (или) его установку <8>. Об этом делается отметка в паспорте средства наружной рекламы.

Упрощается порядок получения разрешения на размещение средства наружной рекламы, а также порядок продления срока его действия и переоформления. Декрет № 7 устанавливает процедуру (таблица) по принципу «одно окно» и определяет, какие документы необходимо приложить к заявлению. Оно подается в местный исполнительный и распорядительный орган.

Таблица

Процедуры, установленные Декретом № 7

Процедура Уполномоченный орган Срок
Рассмотрение заявления о размещении средства наружной рекламы Местные исполнительные и распорядительные органы 15 рабочих дней
Рассмотрение заявления о размещении средства наружной рекламы, если потребуется разработка проекта привязки данного средства к участку местности и (или) подключение к инженерным коммуникациям

-//-

 

 

 

30 рабочих дней
Рассмотрение заявления о продлении действия разрешения на размещение средства наружной рекламы и его переоформлении 5 рабочих дней

Пока заявление о выдаче разрешения на размещение средства наружной рекламы рассматривается в течение 30 рабочих дней.

В соответствии с Декретом № 7 наружная реклама и реклама на транспорте будут размещаться без согласования содержания с местными исполнительными и распорядительными, а также иными госорганами.

До последнего времени рекламные сюжеты при размещении наружной рекламы и рекламы на транспорте необходимо было согласовывать. Таким образом, фактически речь идет о полном отказе от подобной административной процедуры.

Исключение составляет реклама, связанная со специфическими товарами (работами, услугами). Она по-прежнему будет требовать согласования (к примеру, наружная реклама лекарственных средств, трудоустройства за рубежом и т.д.).

Еще одно нововведение касается порядка проведения рекламных мероприятий. В частности, субъекты хозяйствования получают право проводить в объектах общепита рекламные мероприятия в маркетинговых целях. Также в объектах общепита разрешается бесплатно (безвозмездно) распространять пиво и слабоалкогольные напитки в объеме не больше 5 л одному лицу в качестве призов (подарков) при проведении конкурсов, игр, иных игровых, рекламных, культурных мероприятий.

Пока законодательство запрещает это делать <9>. Исключение составляют дегустации, которые проводятся в маркетинговых целях.

Благодаря Декрету № 7 в Беларуси появится возможность для более эффективного ведения бизнеса. Уверены, что субъекты хозяйствования будут активно применять новые положения на практике.

Опубликовано в журнале «Промышленно-торговое право», 2018, № 2