Свои рекомендации дали Ганакова Елена Викторовна, начальник управления контроля и расследований Главного управления Министерства антимонопольного регулирования и торговли по г. Минску, и Новицкий Антон Александрович, представитель адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры».

На что обращать внимание при согласовании сделок по экономической концентрации?

Ганакова Е.В.: Нужно внимательно отнестись к заполнению подаваемых документов. Часто субъекты хозяйствования неверно рассчитывают долю на товарном рынке, объемы производства и поставки, неверно определяют товар. Торговым организациям при заполнении документа «Сведения об основных видах товаров (работ, услуг), объемах производства и поставки» нужно указывать вид деятельности «розничная торговля» или «оптовая торговля»,соответствующий код согласно ТН ВЭД ЕАЭС. Дробить на торговлю отдельными видами товаров, например бананами, апельсинами, не нужно. Государственная статистика не ведет учет по таким позициям, и это приведет к неправильному определению доли субъекта хозяйствования на товарном рынке. Также торговым организациям надо приводить только стоимостные показатели. В отличие от них производителям необходимо указывать товар, приводить натуральные и стоимостные показатели.

Для совершения сделок по экономической концентрации следует приложить проект договора, согласованный сторонами. Иногда от имени иностранного приобретателя сделку согласовывает белорусский представитель. Были случаи, когда представителю выдавалась доверенность только на представление интересов в антимонопольном органе при подаче документов. Однако такая доверенность не дает права выступать стороной по сделке. Необходимо, чтобы соответствующее полномочие было оговорено отдельно.

Новицкий А.А.: Обращаться за согласованием сделки следует на самой последней стадии. При внесении даже незначительных изменений в проект договора, текст которого уже представлялся в антимонопольный орган в рамках процедуры согласования, есть риск, что такая сделка будет считаться антимонопольным органом не согласованной с ним.

Компания планирует заключить соглашение. Проверить самостоятельно, будет ли в результате ограничена конкуренция, довольно сложно. Также возникают вопросы о том, нужно ли в некоторых ситуациях получать согласие антимонопольного органа на совершение сделок по экономической концентрации. Как можно подстраховать себя?

Новицкий А.А.:До заключения соглашения, которое может ограничить конкуренцию, целесообразно обратиться в МАРТ с просьбой о проверке соответствия проекта соглашения требованиям антимонопольного законодательства <*>.

Еcли возникают вопросы по применению антимонопольного законодательства, в частности норм об экономической концентрации, можно обратиться в МАРТ с просьбой дать соответствующие разъяснения <*>.

Полномочия МАРТ по рассмотрению обращений о проверке проектов соглашений, а также даче разъяснений сохранятся и после вступления в силу новой редакции Закона N 94-З <*>.

При осуществлении своих полномочий МАРТ направляет в организации запросы о необходимости представления информации с указанием конкретного срока. Не всегда есть возможность представить ее своевременно, поскольку иногда информация собирается вручную в территориально удаленных подразделениях. Что в такой ситуации можно сделать?

Ганакова Е.В.: Стоит подготовить ходатайство о продлении сроков. Если какие-то документы невозможно представить, нужно обосновать почему. Можно предложить варианты. Указать, какую документацию можете представить в названный срок, а какую позднее. МАРТ в таких случаях идет навстречу субъектам хозяйствования. Он может уточнить требования по запросу.

Вообще не отвечать на запрос либо представлять информацию не полностью без объяснения причин не стоит. Это основание для наложения штрафа на должностных лиц данного субъекта хозяйствования <*>. МАРТ составит протокол и направит материалы в суд для привлечения к административной ответственности.

На что ссылаться, когда обращаешься в МАРТ с жалобой на нарушения конкурентами антимонопольного законодательства?

Ганакова Е.В.: Следует подтвердить наличие конкурентных отношений, а также всех признаков того или иного антимонопольного нарушения. Эти обстоятельства и будет устанавливать МАРТ при рассмотрении заявления. Если отсутствует хотя бы один из признаков, факт нарушения антимонопольного законодательства не признается.

Например, при обращении с заявлением по поводу недобросовестной конкуренции следует подтвердить наличие конкурентных отношений, а также указать на наличие в совокупности следующих признаков недобросовестной конкуренции <*>:

1) направленность действий хозяйствующего субъекта-нарушителя на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности. Нужно показать, в чем конкретно конкурент в результате своих действий получил преимущество;

2) противоречие его действий актам антимонопольного законодательства или требованиям добросовестности и разумности. Здесь следует указать запреты, которые нарушены;

3) возможность причинения убытков либо нанесения вреда деловой репутации других конкурентов или факт причинения таких убытков. При этом не обязательно приводить детальный расчет самих убытков.

Когда с жалобой на нарушения антимонопольного законодательства конкурентом нужно обращаться в МАРТ, а когда в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК)?

Ганакова Е.В.: Обращаться в МАРТ следует, если речь идет о товарном рынке Республики Беларусь. Если товарный рынок трансграничный, т.е. его географические границы охватывают территории двух и более государств-членов, то заявление может рассматриваться и ЕЭК. При этом применяются Критерии отнесения рынка к трансграничному, утв. Решением Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2012 N 29.

По недобросовестной конкуренции спор рассматривается в ЕЭК, если предполагаемый нарушитель и конкуренты, которым причинен или может быть причинен ущерб либо нанесен или может быть нанесен вред деловой репутации в результате совершения таких действий, зарегистрированы на территориях разных государств-членов <*>. В ином случае спор рассматривает национальный антимонопольный орган государства-члена ЕАЭС.

По поводу соглашений, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, для обращения в ЕЭК необходимо, чтобы как минимум два предполагаемых нарушителя были зарегистрированы на территориях разных государств-членов.

Когдаречь идет о злоупотреблении доминирующим положением одним субъектом хозяйствования на трансграничном рынке, ЕЭК рассматривает нарушения, если негативные последствия могут наступить или наступили на территории двух или более государств и этот хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на трансграничном товарном рынке, имеет долю объема реализации или закупки от общего объема товара, обращающегося на территории каждого из государств-членов, затронутых нарушением, не менее 35 процентов  <*>.

Если заявление подано не в соответствии с компетенцией, например в МАРТ вместо ЕЭК, то оно будет принято и впоследствии перенаправлено в ЕЭК. Однако это скажется на сроках рассмотрения заявления.

Читайте также

МАРТ уточнил формы документов по вопросам экономической концентрации

Вводятся антимонопольные требования к закупкам

Антимонопольные риски – 2018: осторожно о конкурентах

Антимонопольные риски – 2018: что ждет ключевых игроков рынка

Заявителям антимонопольных жалоб – требования, нарушителям – предупреждения