Вопрос: Компания «А» — резидент одной СЭЗ приобретает у компании «Б» — резидента другой СЭЗ расположенный в ее границах объект недвижимости.

Будет ли компания «А» в рассматриваемой ситуации иметь право на льготы по налогу на недвижимость, предоставляемые налоговым законодательством резидентам СЭЗ?

Ответ: Да, компания «А» — резидент СЭЗ при приобретении здания в границах другой СЭЗ у ее резидента будет иметь право на льготы по налогу на недвижимость, предоставляемые налоговым законодательством резидентам СЭЗ.

Обоснование: Особенности налогообложения в СЭЗ устанавливаются в соответствии с НК и другими законодательными актами <*>.

СЭЗ — это часть территории Республики Беларусь с определенными границами, в пределах которой в отношении резидентов — только юридических лиц Республики Беларусь и ИП Республики Беларусь, зарегистрированных администрацией СЭЗ в установленном порядке, действует специальный правовой режим осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности.

Специальный правовой режим СЭЗ — совокупность правовых норм, предусматривающих более благоприятные, чем общеустановленные, условия инвестиционной и предпринимательской деятельности <*>.

Привлекательность специального правового режима для потенциального инвестора заключается в особом режиме налогообложения — специальном порядке исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин).

В Республике Беларусь созданы и действуют шесть СЭЗ:

— СЭЗ «Брест» (создана в 1996 г., Указ о СЭЗ N 114);

— СЭЗ «Гомель-Ратон» и СЭЗ «Минск» (созданы в 1998 г., Указ о создании СЭЗ N 93);

СЭЗ «Витебск» (создана в 1999 г., Указ о создании СЭЗ N 458);

— СЭЗ «Могилев» (создана в 2002 г., Указ о создании СЭЗ N 66);

— СЭЗ «Гродноинвест» (создана в 2002 г., Указ о создании СЭЗ N 208).

Резиденты СЭЗ освобождаются от налога на недвижимость:

1) в течение трех лет, исчисляемых с квартала, на который приходится дата регистрации организации в качестве резидента СЭЗ, по объектам налогообложения этим налогом, расположенным на территории СЭЗ, приобретенным (возникшим) в трехлетний период, независимо от направления использования, если эти объекты не относятся к объектам, на которые не распространяется освобождение от налога на недвижимость, что установлено ч. 2 подп. 4.1 п. 4 ст. 327 НК.

Днем утраты права на льготу будет последний день трехлетнего периода <*>;

2) по объектам налогообложения этим налогом, расположенным на территории соответствующих СЭЗ, независимо от направления их использования. Льгота предоставляется в квартале, если в непосредственно предшествующем ему квартале резидент СЭЗ осуществлял реализацию товаров (работ, услуг), на которые распространяются особенности налогообложения в СЭЗ <*>.

Особенности налогообложения в СЭЗ, установленные НК, применяются, если резидент СЭЗ реализует товары (работы, услуги) собственного производства, произведенные (выполненные, оказанные) им на территории СЭЗ, резидентом которой он является <*>.

В ситуации, когда резидент СЭЗ приобретает и фактически использует объект недвижимости на территории иной СЭЗ, необходимо соблюсти следующие условия:

1) на территории СЭЗ, резидентом, которой он является, должны по-прежнему производиться товары, выполняться работы, оказываться услуги, т.е. соблюдаться условие о том, что в предшествующем квартале резидент СЭЗ осуществлял реализацию товаров (работ, услуг), на которые распространяются особенности налогообложения в СЭЗ;

2) согласно п. 4 ст. 326 НК резидент СЭЗ не сможет применить льготу по налогу на прибыль, если реализовывает продукцию, выполняет работы, оказывает услуги в приобретенном объекте недвижимости, находящемся на территории иной СЭЗ, т.к. эти товары, работы, услуги произведены, выполнены, оказаны на территории не той СЭЗ, резидентом которой он является;

3) для применения льготы по налогу на недвижимость в силу подп. 4.1 и подп. 4.2 п. 4 ст. 327 НК объект недвижимости должен быть расположен на территории соответствующей СЭЗ. Для целей налога на недвижимость НК не уточняет, что речь идет исключительно о СЭЗ, на территории которой зарегистрирован резидент СЭЗ.

Статья 327 НК либо иные нормативные правовые акты, регулирующие особенности налогообложения резидентов СЭЗ, по мнению автора, не устанавливают каких-либо ограничений для возможности применения одним резидентом СЭЗ освобождения от налога на недвижимость по объектам налогообложения, расположенным на территории других СЭЗ. Иначе говоря, под термином «соответствующая СЭЗ» понимается любая СЭЗ, образованная согласно законодательству Республики Беларусь.

На основании вышеизложенного при условии соответствия критериям, определенным подп. 4.1 п. 4 ст. 327 НК либо подп. 4.2 п. 4 ст. 327 НК, резидент одной СЭЗ (компания «А») вправе применить освобождение по налогу на недвижимость в отношении здания, которое является объектом налогообложения налогом на недвижимость, находится на территории другой СЭЗ и приобретено у ее резидента (компании «Б»).

Обратите внимание!
С 29.08.2018 вступил в силу Указ N 346, согласно которому в Республике Беларусь расширяются границы СЭЗ и возможности развития их инфраструктуры.