Подписан новый Таможенный кодекс ЕАЭС (ТмК ЕАЭС) <1>. В связи с этим у представителей бизнес-сообщества, а также госорганов возникает закономерный вопрос, насколько существенными будут изменения в таможенном законодательстве с 1 января 2018 г. Традиционно наибольший интерес вызывает порядок контроля таможенной стоимости и страны происхождения товара.

Изменения концепции таможенного администрирования

В ТмК ЕАЭС удалось реализовать подходы и концепции, применяемые в развитых странах мира при таможенном администрировании процессов международной торговли товарами и их перемещения через таможенную границу. В частности, новый документ закрепил существенную часть передовых идей, заложенных в Таможенном кодексе Европейского союза <2>.

ТмК ЕАЭС устанавливает приоритет электронного таможенного декларирования и закладывает основы для дальнейшего развития электронных таможенных технологий. Разработчики документа обозначили акценты на минимизации времени выпуска товара, внедрении системы автовыпуска, смещении таможенного контроля на этап после выпуска товара и развитии механизма одного окна.

Кроме того, в ТмК ЕАЭС в модифицированном виде вошли положения отдельных документов, составляющих в настоящее время право ЕАЭС. Особое место заняли вопросы таможенной стоимости. Эти обстоятельства значительно увеличили объем ТмК ЕАЭС и усложнили его структуру.

Обозначенные выше нововведения определили также изменения в подходах к регулированию вопросов проведения таможенного контроля, подтверждения сведений о товаре, в том числе о таможенной стоимости, происхождении товаров. Такие сведения нередко определяют размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, а также влияющих на применение запретов и ограничений.

Среди новаций ТмК ЕАЭС следует отметить также определенное «совмещение» различных по наименованию, но близких по своей сути подходов к контролю документального подтверждения заявленных сведений о товаре.

Особенности контроля таможенной стоимости товаров

Рассмотрим заложенные в ТмК ЕАЭС особенности таможенного контроля в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений на примере контроля таможенной стоимости товара.

Процедурные решения таможенных органов

В настоящее время при проверке сведений, заявленных в декларации на товары, должностное лицо таможенного органа до выпуска товаров принимает решение о принятии либо корректировке таможенной стоимости <3>. При необходимости инициируется отдельная процедура — дополнительная проверка сведений о таможенной стоимости товара <4>.

ТмК ЕАЭС не закрепляет обязанность должностных лиц принимать отдельное решение в отношении таможенной стоимости товара. Не предусматривает он и отдельной процедуры контроля сведений о таможенной стоимости в виде дополнительной проверки.

Контроль таможенной стоимости товара рассматривается как частный случай контроля правильности указания в таможенной декларации сведений о товаре. Решение выпустить товар в заявленной таможенной процедуре, внести изменения в декларацию на него, отказать в выпуске товара должностное лицо таможенного органа принимает по всей декларации и, по сути, по всем сведениям, заявленным в ней.

При необходимости проведения углубленного контроля таможенной стоимости до выпуска товара должностное лицо таможенного органа будет принимать решение о проведении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в соответствии со ст. 324, 325 ТмК ЕАЭС. При этом следует принимать во внимание особенности проведения контроля таможенной стоимости, установленные ст. 313 ТмК ЕАЭС, а также иные особенности, которые будут определены ЕЭК в соответствии с указанной статьей.

Порядок проверки документов и сведений

Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, касающихся таможенной стоимости товара, будет проводиться на тех же принципах, что и проверка любых иных сведений, заявляемых в таможенной декларации. Подходы к такой проверке тоже будут разниться. При этом необходимо учитывать следующие обстоятельства.

В соответствии с ТмК ЕАЭС не требуется представления в таможенный орган документов, на основании которых заполнялась таможенная декларация (п. 7 ст. 109 ТмК ЕАЭС). Запрос документов и сведений в случае проведения проверочных мероприятий до выпуска товара предполагает два этапа (ст. 325 ТмК ЕАЭС):

1) первоначально таможенный орган вправе запросить документы, указанные в графе 31 таможенной декларации;

2) в последующем, по результатам анализа полученных документов, таможенный орган вправе запросить дополнительные документы и сведения.

В настоящее время таможенный орган сразу запрашивает расширенный комплект документов. Он может включать как основные документы (коммерческие, товаротранспортные, платежные), так и дополнительные, наряду с дополнительными сведениями и пояснениями <5>.

ТмК ЕАЭС предусматривает возможность повторно запросить у декларанта дополнительные документы и сведения, в том числе разъясняющего характера Такая возможность предусмотрена в целях запроса у декларанта письменных пояснений, которые помогут установить достоверность и полноту уже представленных дополнительных документов и сведений (п. 15 ст. 325 ТмК ЕАЭС).

Действующее законодательство подобной возможности не допускает. В ходе дополнительной проверки декларант представляет документы в таможенный орган единожды <6>.

Дополнительные полномочия таможенных органов

Итак, декларант не обязан представлять при таможенном декларировании товара документы и сведения, на основании которых он заполнял таможенную декларацию. В связи с этим таможенные органы наделяются дополнительными полномочиями при посттаможенном контроле таких документов и сведений.

В частности, возможен вариант, что декларант при проведении такого контроля не предоставит запрошенные таможенным органом и указанные в таможенной декларации документы либо они могут не подтверждать проверяемые сведения. В этом случае таможенный орган вправе самостоятельно исчислить таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины. Основанием исчисления станут сведения, которые имеются в распоряжении таможенного органа (ст. 315 ТмК ЕАЭС).

Дальнейшие шаги ЕЭК по реализации положений ТмК ЕАЭС

ТмК ЕАЭС достаточно подробно регламентирует действия таможенных органов и участников ВЭД при проведении контроля заявляемых сведений о таможенной стоимости товара. Поэтому к полномочиям ЕЭК отнесены достаточно узкие вопросы, связанные с определением особенностей контроля таможенной стоимости ввозимого товара.

В настоящее время разрабатывается проект решения Коллегии ЕЭК, которое придет на смену Решению N 376. Указанным решением планируется установить, в частности, признаки недостоверного определения таможенной стоимости товара.

Кроме того, на площадке ЕЭК разрабатывается проект документа, регламентирующего порядок декларирования сведений о таможенной стоимости товара. В русле общих тенденций, направленных на сокращение количества документов, представляемых декларантом в таможенный орган, планируется существенно сократить число случаев, когда заполнение декларации таможенной стоимости при таможенном декларировании обязательно <7>.

Контроль происхождения товара

Оптимизация таможенного контроля до выпуска товара коснулась и такой области, как контроль его происхождения.

ТмК ТС закрепляет право таможенного органа запрашивать у декларанта документ, подтверждающий страну происхождения товара <8>, при обнаружении признаков недостоверности заявленных сведений, которые влияют на применение ставок таможенных пошлин, налогов и (или) мер нетарифного регулирования. Порой представить запрошенные документы в предусмотренные ст. 196 ТмК ТС сроки невозможно. Тогда таможенный орган помещает товар под заявленную таможенную процедуру, но декларант должен внести обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

Новацией ТмК ЕАЭС стало установление случаев, когда происхождение товара считается неподтвержденным по результатам таможенного контроля. Это, в частности, случаи, когда декларант не представил документы о происхождении товара, или когда таможенный орган выявил, что подобные документы содержат недостоверные сведения (ст. 29, 314 ТмК ЕАЭС). В этих ситуациях декларант будет обязан исчислить в таможенной декларации и уплатить:

— ввозные таможенные пошлины. Причем исходить нужно из действующих ставок, установленных Единым таможенным тарифом ЕАЭС;

— специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины. Исходить нужно из наибольших ставок соответствующих видов пошлин, установленных для товара того же классификационного кода и (или) его наименования.

К этому товару также будут применяться иные меры таможенно-тарифного регулирования. Сюда входят запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, когда применение данных мер зависит от происхождения товара (п. 6 ст. 314 ТмК ЕАЭС). Однако декларант может подтвердить происхождение товара впоследствии. Причем меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка будут применяться на основании подтвержденного происхождения товара (п. 7 ст. 314 ТмК ЕАЭС).

Рассмотренные выше изменения порядка таможенного администрирования в ЕАЭС процессов, связанных с перемещением товара через таможенную границу, с 1 января 2018 г. показательны с точки зрения концептуальных подходов, определенных в ТмК ЕАЭС. При этом принципы проведения таможенного контроля на выборочной основе, определения объектов контроля с использованием системы управления рисками остаются неизменными и будут применяться как в рамках действующего таможенного законодательства, так и впоследствии, с вступлением в силу ТмК ЕАЭС.

Опубликовано в журнале «Промышленно-торговое право», 2017, № 8